Этапы сестринского процесса при раке желудка

Этапы сестринского процесса при раке желудка thumbnail

Сестринский процесс при раке желудка

1 этап: проведение субъективного и объективного обследования по общей схеме, изложенной в методическом пособии «Методика сестринского обследования». При обследовании выявляются изменения, изложенные в лекции. В заключение 1 этапа необходимо определить потребности, которые у пациента нарушены (см. иерархию потребностей по Маслоу).

2 этап: определение проблем пациента и сестринских диагнозов. Необходимо помнить, что проблемы могут быть настоящие и потенциальные, но каждая из них может быть первичной, промежуточной и вторичной.

При раке желудка возможны следующие физиологические проблемы:

Проблема

Сестринский диагноз

  • Снижение аппетита, извращения аппетита
  • Тошнота, рвота
  • Снижение аппетита из-за интоксикации при раке желудка
  • Тошнота, рвота из-за нарушения двигательной функции желудочно-кишечного тракта и рака желудка
  • Нарушение сна
  • Нарушение сна из-за  наличия болевого синдрома и интоксикации
  • Снижение трудоспособности, быстрая утомляемость
  • Снижение трудоспособности, быстрая утомляемость из-за интоксикации при раке желудка
  • Боль в животе
  • Боль в животе из-за раздражения болевых рецепторов при раке желудка
  • Ограничение самоухода
  
  • Ограничение самоухода из-за интенсивного болевого синдрома, интоксикации и диспепсических симптомов 
  • Желудочное кровотечение
  • Желудочное кровотечение из повреждённых сосудов вследствие прорастания опухоли и её распада
  • Понос
  • Отрыжка воздухом
  • Вздутие живота
  • Понос из-за снижения секреторной функции желудочной секреции
  • Лихорадка 1 (2,3) период
  • Лихорадка 1 (2,3) период из-за рака желудка
  • Отёки
  • Отёки из-за уменьшения белка в крови
 
  
  
  • Неотложные состояния: обморок, коллапс, шок, желудочное кровотечение
  • Психологические проблемы:
    • Дефицит знаний о собственном заболевании, причинах и исходах, прогнозе, требованиях к рекомендуемой диете, об изменениях образа жизни, особенностях приёма лекарственных препаратов, правилах подготовки к лабораторным и инструментальным исследованиям
    • Дефицит умений по вопросам самоконтроля, само- и взаимопомощи при неотложных состояниях и  по уходу
    • Чувство тревоги по поводу прогноза заболевания из-за изменения образа жизни

Удовлетворить проблемы пациента по ликвидации дефицита знаний медицинская сестра может, применяя рекомендации, изложенные в разделах «Основы общения и педагогики в сестринском деле»

Проблемы безопасности:

  • Риск падения и травматизации (обморок;  нарушение равновесия и головокружение при коллапсе)
  • Риск ожогов
  • Риск внесения инфекции
  • Риск побочного действия лекарственного препарата (например, антибиотиков)

3 этап: это определение:

  • Цели краткосрочной и долгосрочной (с указанием условий, сроков, критериев)
  • Задач с определением:

А) тактики в отношении врача,

Б) оказания помощи пациенту для облегчения его самочувствия,

В) наблюдения за функциональным состоянием,

Г) мероприятий по профилактике возможных осложнений

  • Плана сестринских вмешательств

А) определить тип сестринских вмешательств (независимые, взаимозависимые, зависимые)

Б)  обсудить с пациентом план ухода

В)  ознакомить других участников сестринского процесса с планом сестринского ухода

Необходимо помнить, что каждая проблема решается отдельно.

Постановка целей и сестринских вмешательств по решению проблем безопасности рассматривалась на втором курсе обучения в темах: «СПЭР», «Дезинфекция», «Стерилизация», «Методы простейшей физиотерапии», «Медикаментозное обеспечение пациентов», «Сестринский процесс в работе с пациентами тяжелобольными, неподвижными, пожилого возраста», а также в предыдущих лекциях текущего курса.

4 этап: реализация плана сестринских вмешательств с использованием известных стандартов манипуляций, процедур и ухода.

5 этап: оценка эффективности сестринских вмешательств на уровнях

  • Пациента (степень удовлетворения его потребностей)
  • Медсестры (выполнение поставленных задач, целей, соответствие вмешательств стандартам)
  • Старшей медсестрой

Другие сестринские процессы

Сестринский процесс при остром и хроническом гастритах

Сестринский процесс при язвенной болезни

Сестринский процесс при раке желудка

Сестринский процесс при хроническом энтероколите

Сестринский процесс при дискинезиях, холецистите, жёлчно — каменной болезни

Сестринский процесс при хроническом панкреатите

Сестринский процесс при описторхозе

Сестринский процесс при гепатите

Сестринский процесс при ревматизме

Сестринский процесс при пороках

Сестринский процесс при атеросклерозе

Сестринский процесс при ИБС: стенокардии

Сестринский процесс при ИБС: инфаркте миокарда

Сестринский процесс при острой сосудистой недостаточности, острой сердечной недостаточности, хронической недостаточности

Сестринский процесс боль в суставах

  Комментарии       

Источник

АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Цель работы:научиться организации сестринского процесса при данном заболевании. Закрепить теоретические знания по данной теме и научиться применять их в практической работе, т.е. проводить правильную диагностику, оказывать неотложную помощь, лечение и уход. Продолжать совершенствование манипуляционной техники. Вырабатывать в себе морально-этические качества, необходимые медицинскому работнику.

Задание № 1.Перечислите основные симптомы и синдромы, встречающиеся при данном заболевании:

болевой, диспепсический, дистрофический, анемия, в зависимости от стадии, появление метастазов в другие органы и появление новых симптомов, при пальпации можно пропальпировать опухоль.

Задание № 2.Перечислите проблемы пациента, встречающиеся при данном заболевании, и заполните таблицу:

Проблема пациента Данные обследования
Боли В зависимости от стадии носят различный характер
Тошнота Неприятные ощущения во рту, позывы на рвоту
Слабость Желание больше лежать, немотивированная усталость
Похудание Снижение массы тела
Рвота Не приносит облегчения или облегчает на непродолжительное время
Снижение аппетита Отвращение к пище, особенно мясной. Иногда может предшествовать капризность в выборе пищи
Тяжесть в желудке Чувство быстрого насыщения, переполнения желудка
Желудочное кровотечение Рвота типа кофейной гущи, мелена

Задание № 3.Как вы будете осуществлять реализацию проблем при данном заболевании? Заполните таблицу.

Независимые действия медсестры Взаимозависимые действия медсестры Зависимые действия медсестры
Создать физический и психический покой, смена нательного и постельного белья, помощь при рвоте, профилактика пролежней, кормление тяжелобольных, наблюдение за пульсом, АД, ЧДД, физиологическими отправлениями, весом, диетой, режимом, состоянием кожных покровов. Организация консультации по психотерапии. Забор биологического материала на лабораторное исследование, подготовка к исследованиям и консультациям, своевременная раздача лекарств и введение лекарственных средств, быстрое выполнение всех назначений врача, профилактика возможных осложнений.

Задание № 4.Перечислите основные направления при лечении пациента с данным заболеванием:

в зависимости от стадии заболевания, введение обезболивающих средств, симптоматическая терапия, уход и обеспечение максимально комфортного состояния и достойного ухода из жизни.

Задание № 5.Заполните таблицу, используя рецептурный справочник. Выпишите основные лекарственные препараты, назначаемые при данном заболевании.

Название препарата Показания Пути введения Противопоказа-
ния. С какими препаратами не сочетается. Побочные действия
Альмагель А Обволакивающее и обезболивающее средство, антацид Суспензия по дозированной ложке через рот Индивидуальная непереносимость.
Промедол Выраженный болевой синдром В/м, п/к Индивидуальная непереносимость, угнетение дыхательного центра

Задание № 6.Решите ситуационную задачу по теме занятия и заполните таблицу:

В поликлинику обратился пациент 68 лет с жалобами на тяжесть в эпигастральной области, тошноту, отсутствие аппетита, похудание, слабость, рвоту, страх, т.к. отец пациента умер от рака желудка. Спланируйте действия медицинской сестры.

План работы медицинской сестры

Нарушено удовлетворение потребностей: быть здоровым, есть, спать, выделять, отдыхать, работать, общаться, избегать опасности.

Проблемы пациента Наблюде-ние План ухода Мотивация Роль больного и родственников Оценка
Настоящие:
тяжесть в эпигастральной области, тошнота, отсутствие аппетита, похудание, слабость, страх смерти.
Потенциальные:
развитие возможных осложнений, метастазирование в другие органы, смерть.
Приоритетная:
рвота
 
За характером стула, рвотных масс, пульсом, АД, ЧСС, ЧДД, кожными покровами. 1. Строго выполнять все назначения врача.
2. Проводить больше времени с пациентом в беседах, чтении книг, привлечение (по желанию пациента) священнослужителей.
3. Снизить риск развития пролежней, профилактика.
4. Кормление тяжелобольного, контроль веса.
1. Для предупреждения осложнений.
2. Для создания душевного покоя.
3. Для максимально возможного физиологического комфортного состояния, предупреждения вторичных инфекций.
Создать щадящую обстановку, научить уходу, выполнению простейших манипуляций. Кровотечение не повторялось, пациент стал спокойнее, не испытывает страха. Цель достигнута.

Цели: краткосрочная – рвота не повторится в ближайшие недели;

долгосрочная – максимально облегчить состояние пациента.

Задание № 7.Вспомните, какие манипуляции необходимы при осуществлении сестринского процесса у больного с данным заболеванием. Заполните таблицу.

Манипуляция Подготовка пациента Основные этапы выполнения
манипуляции
ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНОВ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ (ЛАПАРОСКОПИЯ)
 
Подготовка пациента к лапароскопии должна быть такой же, как к любой операции на органах брюшной полости. Производится для определения патологических изменений в органах брюшной полости. Проведение этого исследования требует обязательного участия специалиста и должно проводиться в условиях строгой асептики.
Накануне исследования пациенту очищают кишечник, он принимает гигиеническую ванну, на ночь назначают седативные препараты, утром запрещается есть и пить воду. За час до исследования вводят 1мл 2% раствора промедола и 1 мл 0,1% раствора атропина. В эндоскопический кабинет или операционную пациент доставляется, лежа на каталке.
 
ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПОСТЕЛИ БОЛЬНОМУ
ПРИГОТОВЛЕНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ВАННЫ
 
Объяснить ход манипуляции, получить согласие. ПРИГОТОВИТЬ: пододеяльник, простыню, наволочку, клеенку и пеленку.
1. Осмотреть сетку кровати, она должна быть упругой, матрац с ровной поверхностью, подушки мягкие – перовая и пуховая.
2. Постелить простыню на матрац так, чтобы на стороне больного не было рубцов, швов и заплат.
3. Расправить простыню, края завернуть под матрац.
4. Надеть наволочки, взбить подушки и уложить у изголовья постели так, чтобы перовая лежала прямо и выдавалась немного из-под пуховой, которая должна упираться в спинку кровати.
5. Убедиться, что на стороне больного на наволочке нет пуговиц, швов и застежек.
6. Вдеть одеяло в пододеяльник.
7. Уложить больного, придать ему функциональное положение в постели согласно его состоянию:
а) полусидя – с помощью подголовника, подушек и упоры для ног
б) горизонтально – без подушки
в) с возвышенным положением ног — подушку положить под голени.
Укрыть больного одеялом.
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Тяжелобольному на постель положить клеенку, поверх ее пеленку и тщательно подогнуть края.
2. Придать больному функциональное положение в постели можно, пользуясь подвижными секциями функциональной кровати.
ПРИГОТОВИТЬ: водный термометр, мочалку, мыло, полотенце, чистое нательное белье, щетку и 0,5% хлорную известь.
1. Вымыть ванну щеткой мылом или чистящим средством, ополоснуть раствором хлорной извести.
2. Закрыть форточки, около ванны поместить деревянную решетку.
3. Наполнить ванну сначала на 1/3 холодной водой и на 2/3 – горячей.
4. Измерить температуру воды, опустив термометр в ванну (должна быть 37ºС или комфортной для пациента).
5. Помогите больному раздеться и:
а) удобно расположиться в ванне так, чтобы вода доходила до мечевидного отростка
б) вымыться мочалкой с мылом (сначала голову, потом туловище) и вытереться
в) выйти из ванны, переодеться в чистое белье
ПРИМЕЧАНИЕ:
1) продолжительность ванны 15-30 минут;
2) во время гигиенической ванны медсестра должна следить за самочувствием больного, его внешним видом и пульсом;
3) для приема гигиенического душа в ванну поставить табурет, на который будет садиться больной.
 
СМЕНА НАТЕЛЬНОГО БЕЛЬЯ Объяснить ход манипуляции, получить согласие. Алгоритм действия
1. Вымойте руки, наденьте перчатки.
2. Приподнимите верхнюю половину туловища пациента.
3. Осторожно скатайте грязную рубашку до затылка.
4. Приподнимите обе руки пациента и скатанную у шеи рубашку переведите через голову пациента.
5. Затем снимите рукава. Если у пациента повреждена рука, то рубашку сначала снимите со здоровой руки, а затем с больной.
6. Положите грязную рубашку в клеенчатый мешок.
7. Одевают пациента в обратном порядке: вначале наденьте рукава (сначала на больную руку, затем на здоровую, если одна рука повреждена), потом перекиньте рубашку через голову и расправьте под телом пациента.
8. Снимите перчатки, вымойте руки.
ЗАПОМНИТЕ!
Смена белья у пациента производится не реже 1 раза в 7-10 дней, у тяжелобольного пациента — по мере загрязнения. Для смены белья у тяжелобольного пациента необходимо при­гласить 1-2 помощников.
УХОД ЗА КОЖЕЙ, ОБТИРАНИЕ ТЕЛА БОЛЬНОГО
 
Объяснить ход манипуляции, получить согласие. ПРИГОТОВИТЬ: чистое полотенце, кувшин с теплой водой, вату, корнцанг, наволочку, чистое нательное белье. Вымыть руки горячей водой с мылом.
1. Смочить край полотенца теплой водой, поливая из кувшина над тазом.
2. Тщательно отжать.
3. Протереть кожу лица, заушную область и шею влажным концом полотенца, затем сухим.
4. Откинуть одеяло, обнажать грудь и руки, снять рубашку.
5. Смочить полотенце теплой водой, отжать и произвести обтирание верней части туловища (сначала одну руку, затем другую, грудь и спину), вытереть насухо.
6. Надеть чистую рубашку.
7. Обнажить нижнюю часть туловища и произвести обтирание кожи живота, ягодиц и ног таким же образом, укрыть одеялом.
8. Вынести грязное белье в санитарную комнату.
 

Оценка (замечания преподавателя)——————

Дата добавления: 2015-11-25 | Просмотры: 3757 | Нарушение авторских прав

Источник

Содержание учебного материала теоретического занятия.

Эпидемиология рака желудка. Современные представления об этиологии. Клинические проявления рака желудка. Роль медсестры в диагностике рака желудка. Принципы лечения, профилактики, реабилитации. Типичные проблемы пациентов. Контроль боли. Паллиативная помощь.

После изучения темы студент должен:

Знать:

— эпидемиологию рака желудка;

— факторы риска;

— симптомы и синдромы;

— принципы диагностики;

— методику оценки боли;

— принципы лечения, профилактики, реабилитации;

— алгоритм неотложной помощи при желудочном кровотечении;

— типичные проблемы пациента/семьи.

уметь:

-осуществлять сестринский процесс при уходе за пациентами с раком желудка;

-оценить интенсивность боли;

-осуществить сестринские вмешательства, направленные на уменьшение снятие/интенсивности боли;

-оценить эффективность анальгезирующей терапии;

осуществить паллиативную помощь;

-оказать доврачебную помощь при желудочном кровотечении;

-выполнить следующие процедуры и манипуляции:

— взятие кала на скрытую кровь;

— подготовка к рентгенологическому исследованию желудка, ЭГДС;

— помощь при рвоте.

Тело человека состоит из миллионов клеток, каждая из которых обладает определенными функциями. Нормальные клетки растут, делятся и умирают в определенной закономерности.

В норме происходит деление клеток в соответствующих количествах вместо погибших клеток и в пределах определенных органов и тканей. Этот процесс роста клеток строго контролируется организмом. Скорость деления клеток различна в различных органах и тканях.

В тех случаях, когда структура клеток меняется под воздействием различных факторов, они начинают делиться бесконтрольно и теряют способность распознавать свои клетки и структуры и становятся раковыми клетками, они формируют опухоль и могут проникать в другие органы и ткани, нарушая их функции. Почти все опухоли развиваются в нормальных тканях организма и чаще в тех тканях и органах, в которых скорость деления клеток выше (например, коже, кишечнике, лимфатической системе, костном мозге, костях). Опухолевые клетки отличаются от нормальных клеток тем, что вместо гибели они продолжают расти и делиться, образовывать новые патологические клетки.

Опухолевые клетки обычно вырабатывают токсические вещества, которые приводят к ухудшению состояния человека, слабости, потери аппетита и похуданию.

Эпидемиология рака желудка.

По данным МАИР (международного агентства по изучению рака) в 2000 году во всем мире заболело около 10 млн человек, а 8 млн умерло от злокачественных опухолей.

На онкологическом учете в России состоит более 2 млн человек. Риск заболеть раком в течение предстоящей жизни имеет каждый 5-й россиянин.

В структуре онкологической заболеваемости и смертности населения России рак желудка занимает второе место после рака легкого. Ежегодно в нашей стране учитывается 48,8 тыс. новых случаев этого заболевания, что составляет немногим более 11% от всех злокачественных опухолей. Около 45 тысяч россиян ежегодно умирают от рака желудка.

В подавляющем большинстве стран мира заболеваемость мужчин в 2 раза выше, чем у женщин. Максимальный уровень заболеваемости раком желудка (114,7 на 100 тыс. населения) отмечен у мужчин Японии, а минимальный (3,1 на 100 тыс. населения) — у белых женщин США.

Известны многие причины и факторы, которые приводят к развитию злокачественных опухолей. Приблизительно 80% этих причин и факторов можно устранить. Это говорит о том, что теоретически 80% рака можно предупредить.

Рак желудка злокачественное новообразование желудка, опухоль, исходящая из эпителия слизистой оболочки желудка. Рак — это длительный многостадийный процесс.

Известно, что до достижения опухолью легкого, желудка или молочной железы размера 1-1,5 см в диаметре проходит 5-10 лет. В течение года с момента постановки диагноза рака желудка умирает 56% больных.

Таким образом, большинство опухолей закладывается в 25-40 лет, а ряде случаев и в детстве. Вот тогда-то и следует начинать профилактику рака.

Факторы риска развития рака желудка.

Причины рака желудка, а точнее, факторы, способствующие его развитию достаточно многообразны.

Особенности диеты: повышает риск рака желудка употребление большого количества копченых продуктов, соленой рыбы и мяса, маринованных овощей и некоторых видов пищи, богатой крахмалом и бедной клетчаткой, снижение потребления витамина C, недостаток фруктов и овощей;

Снижают риск — фрукты и многие овощи (в основном за счет содержания аскорбиновой кислоты, токоферола, бета–каротина, а также наличия неспецифических сорбентов), продукты из зерна грубого помола;

— зеленый чай (за счет подавления выработки интерлейкина–8)

— замораживание продукции вместо консервирования (существенно снижается заболеваемость раком желудка из-за отсутствия консервантов и снижения количества канцерогенов).

Избыточное поступление нитратов, нитритов и особенно нитрозаминов с пищей.

Курение удваивает риск развития рака желудка. Повышенное потребление алкоголя, а также потребление алкоголя натощак может являться причиной, однако связь между употреблением алкоголя и раком желудка точно не установлена.

Инфекционный фактор (Helicobacter Pylori, излюбленным местом обитания которого является желудок). Инфицированность населения хеликобактериозом составляет около 40%. Длительное существование этой инфекции может привести к воспалению и повреждению внутреннего слоя желудка (эпителия) и явиться причиной предопухолевых изменений. Однако у большинства людей с этой инфекцией рак желудка никогда не развивается.

Ранее перенесенные операции на желудке. Рак желудка чаще возникает у тех, кто перенес частичное удаление желудка по поводу других заболеваний, например, язвы.

Пол. Рак желудка в два раза чаще развивается у мужчин по сравнению с женщинами.

Этническая принадлежность. Частота рака желудка выше среди американцев латиноамериканского происхождения и афроамериканцев по сравнению с белыми американцами нелатиноамериканского происхождения. Наиболее высокая частота рака желудка обнаружена среди жителей азиатско-тихоокеанских островов.

Возраст. После 50 лет отмечается резкое возрастание частоты рака желудка.

Группа крови. По неизвестным причинам люди с группой крови А (II) имеют повышенный риск развития рака желудка.

Семейный анамнез рака желудка. Люди, у которых несколько близких родственников перенесли рак желудка, имеют повышенный риск развития такой же опухоли.

Полипы желудка. Полипы представляют собой грибовидные образования, исходящие из слизистой оболочки желудка. Большинство видов таких полипов не сопровождается повышенным риском рака желудка, однако некоторые виды полипов могут иногда превращаться в рак.

Место жительства. Место Вашего проживания может иметь большое значение. Японцы, проживающие в Японии, имеют очень высокий риск рака желудка. Если они переезжают в США, то через несколько лет риск снижается, но все же остается выше по сравнению с людьми, родившимися в США. Предполагают, что воздействие неблагоприятных факторов в ранний период жизни, оказывает влияние на высокий риск рака желудка в Японии. Неизвестно также, влияет ли только характер питания на этот риск.

Клинические проявления рака желудка.

Рак желудка в течение длительного времени ничем себя не проявляет. Первые признаки заболевания очень разнообразны и зависят от многих факторов, главными из которых являются локализация опухоли и характер ее роста, морфологическое стро­ение, вовлечение соседних органов, общие расстройства жизнеде­ятельности организма.

Злокачественные новообразования возникают, как правило, на фоне хронической патологии желудка (хронический гастрит, хроническая язва желудка и т. д.). У данной категории больных клинические проявления ранних стадий опухолевого процесса маскируются симптомами предшествующих желудочных заболе­ваний.

В самом начале рак желудка может себя никак не проявлять. Эта особенность рака желудка является основной причиной позднего выявления заболевания и неблагоприятного исхода. Первыми симптомами рака желудка являются так называемые «малые признаки«, описанные Савицким А.И:

1) изменение самочувствия больного, беспричинная общая сла­бость, быстрая утомляемость, снижение переносимости физических нагрузок. Та работа, которая раньше выполнялась свободно, теперь дается с большим трудом, чаще есть необходимость полежать и отдохнуть. Такие жалобы более характерны уже для больших опухолей.

2) немотивированное стойкое снижение аппетита, и иногда пол­ная потеря его вплоть до отвращения к пище или некоторым ее видам (мясу, рыбе и т. д.). Это наблюдается примерно у половины больных.

3) явления «желудочного дискомфорта» (около 60-90 % ): потеря физиологичес­кого чувства удовлетворения от еды, наличие местных желу­дочных симптомов (ощущение переполнения желудка после принятия малого количества пищи, чувство его расширения, тяжесть или болезненность в подложечной об­ласти, иногда тошнота или рвота);

4) беспричинное прогрессирующее похудание (без выраженных желудочных расстройств);

5) стойкая анемия с побледнением покровов, их пастозностью или отечностью;

6) психическая депрессия (потеря интереса к труду, отчужден­ность, апатия).

Описанные признаки, однако, не являются ранними. Посколь­ку эти расстройства, как правило, соответствуют далеко зашед­шей стадии заболевания, то эти признаки целесообразно назы­вать не «малыми», а «поздними». Тем не менее, нельзя отрицать значение клинических проявлений в предварительной диагнос­тике опухолей желудка.

Источник

Читайте также:  Что делать при подозрении на рак желудка