Школа здоровья по гастриту и язвенной болезни желудка

Школа здоровья по гастриту и язвенной болезни желудка thumbnail

В БУ «Красночетайская РБ» действует Гастро-школа – Школа для пациентов с язвенной болезнью.

Основная цель:

-предупреждение рецидивов и прогрессирования заболеваний;

-обучение пациентов правильному приему лекарственных средств, оказание самопомощи в экстренных случаях и убеждение в необходимости точного соблюдения всех назначений и рекомендаций лечащего врача;

-подробное обучение больных правильному и здоровому образу жизни, регулированию режима труда и отдыха, основам правильного питания;

-образование населения по язвенной болезни и ее осложнениям.

Специалисты разъясняют пациентам причины появления заболевания, о необходимости активного участия в лечении и профилактике болезни, обучают их правилам самопомощи при обострении болезни правилам самопомощи, что позволяет снизить заболеваемость и улучшить качество жизни больных. Необходимость проведения занятий в гастро-школах определяется, в первую очередь, сохраняющимся уровнем заболеваемости и развитием различных осложнений. В ходе лекций пациенты получают подробную информацию о причинах образования болезни и ее распространенности. Большое внимание уделяется лечению осложнений язвенной болезни и обучению больных определению основных клинических симптомов прободения язвы. Образовательная программа школ способствует более распространенному обращению к врачу, тем самым увеличивая число выявления осложнения на ранних стадиях, а это в дальнейшем снижает экономические затраты и количество смертных исходов.

Гастро-школу могут посещать все больные заболеванием желудочно-кишечного тракта. В одну группу входят больные разные по возрасту и с разным стажем заболевания. Такое смешение допустимо, т.к. больные желудочно-кишечного тракта с большим стажем обмениваются опытом с недавно заболевшими, что идет последним на пользу.

Количество больных в группе. Опыт показывает, что для успешных занятий количество больных в группе не должно превышать 6-8 человек.

Реквизит. Для занятий можно использовать любое помещение. Важно, чтобы больным было удобно делать записи по ходу занятий. К каждому занятию желательно иметь какой-то демонстративный материал-плакат, лекарства, видеофильмы и т.д.

Как организовать цикл занятий. Общая продолжительность цикла составляет около двух-четырех недель и включает 5-6 занятий. Цикл обучения основан на разработанной обучающей программе. Мы рекомендуем начинать гастро-школу в вечернее время, т.к. больные должны успевать на занятия после работы. Продолжительность одного занятия около 1часа. Частота занятий – 2 раза в неделю в будние дни.

Как строится занятие. На первом занятии нужно предупредить больных, что они должны задавать вопросы по мере их возникновения, не дожидаясь конца занятий. Таким образом, монолог врача перебивается вопросами и замечаниями больных и занятие быстро из лекции превращается в беседу. Желательно заранее подготовить вопросы, с которыми вы будете обращаться к аудитории, чтобы выяснить уровень информированности больных и заставить активно работать аудиторию.

Тематический план Школы гастроэнтерологических больных

№№

пп

                                        Тема занятий

1.

Что такое язвенная болезнь?

Что способствует развитию язвенной болезни и ухудшает

ее течение

2.

В чем выражается язвенная болезнь.

 Как протекает язвенная болезнь.

3.

Диетотерапия. Питание при язвенной болезни.

4.

Как питаться в разные периоды язвенной болезни

5.

Гигиенический режим – основа лечения

6.

Профилактика обострений язвенной болезни.

Источник

Инфоурок

Доп. образование
›Презентации›Презентация на тему «Школа здоровья для пациентов с язвенной болезнью желудка»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

 Подготовила Власенко А.Б. Санкт-Петербург 2016

Описание слайда:

Подготовила Власенко А.Б. Санкт-Петербург 2016

2 слайд

Язвенная болезнь Язвенная болезнь – (лат. Ulcus gastrica), (ЯБЖ) — локальный

Описание слайда:

Язвенная болезнь Язвенная болезнь – (лат. Ulcus gastrica), (ЯБЖ) — локальный дефект слизистой оболочки. Общее хроническое рецидивирующее заболевание, склонное к прогрессированию, с полициклическим течением, характерными особенностями которого являются сезонные обострения.

3 слайд

В следствии прогресирования ЯБ возможно развитие осложнений, угрожающих жизн

Описание слайда:

В следствии прогресирования ЯБ возможно развитие осложнений, угрожающих жизни больного. Как правило, язва возникает на фоне гастрита (воспаление слизистой оболочки желудка) или дуоденита (воспаление слизистой оболочки двенадцатиперстной кишки), ассоциированного с инфекцией Helicobacter pylori и заживает с образованием рубца.

4 слайд

Частота встречаемости ЯБ страдает до 5% взрослого населения хотя язвы и рубц

Описание слайда:

Частота встречаемости ЯБ страдает до 5% взрослого населения хотя язвы и рубцовые изменения стенки желудка и двенадцатиперстной кишки обнаруживают у 10—20% обследованных). Пик заболеваемости 40-60 лет. Заболеваемость выше у городских жителей, чем у сельских. У мужчин ЯБ развивается чаще, преимущественно в возрасте до 50 лет. Дуоденальные язвы преобладают над желудочными в пропорции 3:1 (в молодом возрасте — 10:1).

Читайте также:  При остром гастрите в слизистой оболочке желудка может развиться воспаление

5 слайд

Этиология ЯБ нейро-психическая травма физическое перенапряжение нарушение ре

Описание слайда:

Этиология ЯБ нейро-психическая травма физическое перенапряжение нарушение режима питания погрешности в диете вредные привычки (курение, злоупотребление алкоголем), инфекционное поражение Helicobacter pylori.

6 слайд

Патогенез ЯБ нарушение взаимодействия между факторами кислотно-пептической а

Описание слайда:

Патогенез ЯБ нарушение взаимодействия между факторами кислотно-пептической агрессии желудочного сока и защитными возможностями слизистой оболочки желудка и 12 ПК различные нарушения иммунной системы организма гормональные факторы воспалительные процессы, вызванные бактериям из рода Helicobacter

7 слайд

Обследование пациента с ЯБ Анализ крови Анализ кала Анализ мочи Ультразвуков

Описание слайда:

Обследование пациента с ЯБ Анализ крови Анализ кала Анализ мочи Ультразвуковое исследование желудка рентгенография брюшной полости фиброэзофагогастродуоденоскопия Внутрижелудочная рН-метрия Биопсия желудка

8 слайд

Создание школы здоровья для пациентов с ЯБЖ Задачи школы здоровья: Провести п

Описание слайда:

Создание школы здоровья для пациентов с ЯБЖ Задачи школы здоровья: Провести профилактические мероприятия по предупреждению ЯБ Вырабатывать у пациента устойчивое отрицательное отношение к вредным привычкам Организация полноценного сбалансированного лечебного питания Избавить пациентов от стрессов и нагрузок. повышение доступности и качества медицинской помощи Актуальность школы здоровья в том, что это распространенное заболевание среди населения всех возрастов.

9 слайд

Профилактика язвенной болезни сон 6–8 часов; отказаться от жирной, копченой,

Описание слайда:

Профилактика язвенной болезни сон 6–8 часов; отказаться от жирной, копченой, жареной пищи; во время болей в желудке необходимо пройти обследование и при необходимости лечение у врача-гастроэнтеролога; пищу принимать 5–6 раз в день протертую, легкоусвояемую: каши, кисели, паровые котлеты, морскую рыбу, овощи, омлет; проводить лечение заболеваний полости рта, чтобы хорошо прожевывать пищу; избегать нервного перенапряжения, так как после него боли в желудке усиливаются; не принимать пищу очень горячую или очень холодную, так как это может способствовать возникновению рака пищевода; не курить; не злоупотреблять алкоголем.

10 слайд

Заключение У 30% из опрошенных нет гастрита или язвенной болезни желудка, но

Описание слайда:

Заключение У 30% из опрошенных нет гастрита или язвенной болезни желудка, но у них есть риск заболевания гастритом потому что присутствуют факторы риска: не правильное питание, курение, часто употребляют спиртные напитки, не думая о свое здоровье. 20% опрошенных даже не думали что у них есть гастрит, после проведения теста выяснилось что пациенты давно страдают отрыжкой кислым, изжогой, метеоризмом и болях в животе и они даже не думали обращаться к гастроэнтерологу потому что нет времени или не видят в этом смысла. 40% опрошенных болеют гастритом и у 10% язва желудка, но только 20% из этих больных пациентов гастритом лечатся и постоянно наблюдаются у гастроэнтеролога соблюдая лечебное питание, а остальные больные не видят в этом смысла и при каких либо симптомах принимают обезболивающие.

11 слайд

Выводы Создание школ здоровья необходимо для: формирования ответственности з

Описание слайда:

Выводы Создание школ здоровья необходимо для: формирования ответственности за здоровье повышения уровня знаний обучение умениям и навыкам по самоконтролю за здоровьем для предупреждения развития отклонений и осложнений в состоянии здоровья и утраты трудоспособности. информирование людей, страдающих ЯБ или имеющих риск заболевания гастритом, о необходимости правильного питания, отказа от курения и частого употребления спиртных напитков. снижение непрофильной нагрузки на учреждения и специалистов первичной медико-санитарной помощи.

12 слайд

 Благодарю за внимание

Описание слайда:

Благодарю за внимание

Курс профессиональной переподготовки

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Методист образовательной организации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Язвенная болезнь – (лат. Ulcus gastrica), (ЯБЖ) — локальный дефект слизистой оболочки. Общее хроническое рецидивирующее заболевание, склонное к прогрессированию, с полициклическим течением, характерными особенностями которого являются сезонные обострения.

В следствии прогресирования ЯБЖ возможно развитие осложнений, угрожающих жизни больного.

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1661107

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Читайте также:  Чем лечить очаговый гастрит желудка и выходного клапана

Приложение 5

к Приказу

управления здравоохранения

администрации Красноярского края

от 01.01.01 г. N 226-орг

МЕТОДИКА

ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ в ШКОЛЕ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С ЯЗВЕННОЙ

БОЛЕЗНЬЮ (АВТ. НИКОЛАЕВА Н. Н., ГРИЩЕНКО Е. Г.)

ВВЕДЕНИЕ

Образовательная программа школы для больных с язвенной болезнью, содержащая основные аспекты этиологии, патогенеза и т. д., позволяет получить пациентам знания о своей болезни, клинических проявлениях обострения, осложнениях, современных подходах к лечению.

Пособие предназначено для врачей, проводящих занятия в Школах здоровья с пациентами, имеющими язвенную болезнь желудка и (или) двенадцатиперстной кишки, и читающих лекции для населения.

Обучение пациентов с язвенной болезнью желудка и (или) двенадцатиперстной кишки (далее — ЯБ) в Школах здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» — Приказ МЗ РФ N 268 от 01.01.2001 «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.004.02:

04 — медицинские услуги по профилактике;

004 — гастроэнтерология;

03 — школа для больных с ЯБ.

Больные получат программу действий по предотвращению осложнений, алгоритм поведения при возникновении неотложных ситуаций. На занятиях школы для больных язвенной болезнью пациенты узнают, что такое самолечение, терапия выходного дня, терапия по требованию, для чего необходим контроль полноты эрадикационной терапии. Программа школы состоит из 8 занятий.

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

—————————T————————————-

¦  Тема  ¦  Критерии результата обучения  ¦

¦  ¦  пациента  ¦

+—————————+————————————-+

¦Занятие 1.  ¦Пациент должен знать  ¦

¦Распространенность и  ¦Что такое факторы риска развития  ¦

¦факторы риска язвенной  ¦язвенной болезни?  ¦

¦болезни  ¦  ¦

¦- Организационные вопросы ¦  ¦

¦- Факторы риска и причины ¦  ¦

¦развития язвенной болезни ¦  ¦

¦- Распространенность  ¦  ¦

¦язвенной болезни в РФ,  ¦  ¦

¦Красноярском крае  ¦  ¦

+—————————+————————————-+

¦Занятие 2. Анатомия  ¦Пациент должен знать  ¦

¦желудка, физиология  ¦Что такое агрессивные и защитные  ¦

¦желудочного пищеварения  ¦факторы желудка?  ¦

¦- Клиническая анатомия  ¦Для чего нужна соляная кислота?  ¦

¦желудка и физиология  ¦  ¦

¦желудочного пищеварения  ¦  ¦

¦- Состав желудочного  ¦  ¦

¦секрета, его роль в  ¦  ¦

¦переваривании пищи  ¦  ¦

+—————————+————————————-+

¦Занятие 3. Язвенная  ¦Что такое ритмичные боли при язвенной¦

¦болезнь. Причины, симптомы¦болезни?  ¦

¦- Клиника язвенной  ¦Почему возникают ночные боли?  ¦

¦болезни, причины ее  ¦Почему возникает изжога?  ¦

¦возникновения  ¦  ¦

+—————————+————————————-+

¦Занятие 4. Методы  ¦Как часто необходимо проводить ФГС  ¦

¦диагностики язвенной  ¦при язвенной болезни ДПК и желудка?  ¦

¦болезни  ¦Для чего необходим контроль за  ¦

¦- Эндоскопические методы  ¦проведением антихеликобактерной  ¦

¦исследования  ¦терапии?  ¦

¦- Исследование желудочного¦Как часто следует проводить  ¦

¦сока  ¦исследование желудочного секрета?  ¦

¦- Верификация НР-инфекции ¦  ¦

+—————————+————————————-+

¦Занятие 5. Осложнения  ¦Охарактеризовать понятие «мелена» и  ¦

¦язвенной болезни  ¦рвота «кофейной гущей»  ¦

¦- Кровотечение  ¦Какие меры необходимо принять до  ¦

¦- Прободение  ¦приезда «скорой помощи» при  ¦

¦- Малигнизация  ¦начавшемся желудочно-кишечном  ¦

¦  ¦кровотечении?  ¦

+—————————+————————————-+

¦Занятие 6. Лечение  ¦Перечислить основные группы  ¦

¦язвенной болезни  ¦современных препаратов, используемых ¦

¦- Основные принципы  ¦для лечения язвенной болезни  ¦

¦современной терапии  ¦Преимущества антихеликобактерной  ¦

¦- Диетотерапия при  ¦терапии по сравнению с  ¦

¦язвенной болезни  ¦пролонгированным приемом Н2-  ¦

¦- Пролонгированный прием  ¦блокаторов гистамина  ¦

¦препаратов, терапия по  ¦Кому показаны прерывистые курсы  Н2- ¦

¦требованию  ¦блокаторов гистамина?  ¦

+—————————+————————————-+

¦Занятие 7.  ¦Показания и противопоказания к  ¦

¦Немедикаментозное лечение ¦немедикаментозному лечению язвенной  ¦

¦язвенной болезни  ¦болезни  ¦

¦- Физиотерапия  ¦  ¦

¦- Бальнеотерапия  ¦  ¦

¦- Фитотерапия  ¦  ¦

+—————————+————————————-+

¦Занятие 8. Профилактика  ¦Основы здорового питания,  ¦

¦возникновения обострений. ¦рациональной физической активности  ¦

¦Здоровый образ жизни  ¦  ¦

L—————————+—————————————

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ 1

На первом занятии необходимо рассказать слушателям об организации работы язва-школы, о тематике проводимых занятий. Желательно выяснить у слушателей, на какие вопросы следует обратить внимание.

При первом знакомстве с группой рекомендуем заполнить анкеты, которые руководитель школы обязательно должен проанализировать, чтобы иметь четкое представление о контингенте слушателей: возраст, профессия, режим жизни, особенности питания.

Читайте также:  Влияние алкоголя на желудок при гастрите

Необходимо раскрыть и показать все факторы риска, в результате которых возникает язвенная болезнь (алиментарный, злоупотребление алкоголем, курение, психоэмоциональный).

До момента появления язвы желудка у больного развивается хронический активный гастрит, а язвы двенадцатиперстной кишки — хронический активный дуоденит. Эти патологические состояния квалифицируются как предъязвенные состояния. Необходимо подчеркнуть, что начало лечения в этой стадии в сочетании со здоровым образом жизни, отказом от вредных привычек часто приводит к значительному улучшению состояния слизистой желудка и двенадцатиперстной кишки и регенерации поврежденных участков.

Данные мировой статистики свидетельствуют, что язвенная болезнь является частым заболеванием и встречается у 8 — 12% взрослого населения. Наиболее высок процент заболеваемости в экономически развитых странах, в т. ч. в Японии, где ЯБ поражены 19% населения, а в США — около 13%.

Отмечен рост заболевших и в РФ, где, по последним данным, ЯБ диагностирована у 8 — 10% взрослых пациентов. в Красноярском крае эпидемиологические исследования не проводились, а по данным Государственной статистики, заболеваемость язвенной болезнью по обращаемости составляет 15,9 на 1000 населения.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ 2

Это одно из самых сложных занятий, т. к. оно может показаться пациентам несколько скучным и сложным, поэтому его необходимо максимально оснастить наглядным материалом: таблицами, схемами, рисунками, слайдами. Кроме того, следует подчеркнуть в самом начале занятия, насколько важны эти сведения для понимания сущности болезни и процесса обучения.

Необходимо схематично представить строение желудка. Желудок — изогнутый сумкообразный орган, расположен в левой верхней части брюшной полости. Он соприкасается с печенью, селезенкой, поджелудочной железой, диафрагмой и поперечной частью малой кишки. Он может быть различной формы в зависимости от наполнения и положения тела. Пищевод сообщается с желудком посредством входа в желудок.

Ниже, справа, тело желудка заканчивается привратником желудка. Две части объединяются без какой-либо видимой границы. Внутренняя часть желудка покрыта толстой слизистой мембраной, в которой расположены желудочные или пищеварительные железы.

Мышечный слой желудка состоит из продольной и поперечной полосатой мышечной ткани, с помощью которой желудок может сокращаться и растягиваться для продолжения перистальтического продвижения пищи из пищевода в пищеварительный тракт.

Желудок окружает брюшина. Брюшина позволяет желудку изменять размеры в пределах брюшной полости в зависимости от объема принимаемой пищи.

Необходимо рассказать об основных железах, вырабатывающих отдельные компоненты желудочного содержимого: главных, которые вырабатывают пепсины (ферменты, расщепляющие белки); обкладочных, продуцирующих соляную кислоту, добавочных, выделяющих мукоидный секрет, и других.

За сутки желудок человека вырабатывает 2,0 — 2,5 л желудочного сока. Это прозрачная бесцветная жидкость, в состав которой входит 0,3 — 0,5% соляной кислоты.

Соляная кислота вызывает денатурацию и набухание белков, тем самым готовя их расщеплению ферментами, кроме того, она играет роль антибактериальной защиты и регуляции деятельности желудочно-кишечного тракта.

Мукоидный секрет содержит слизь, которая защищает слизистую оболочку желудка от механических, химических и термических раздражителей.

Желудочные железы вырабатывают желудочный сок в небольшом количестве. Его производство резко увеличивается при приеме пищи. в зависимости от вида пищевых продуктов количество вырабатываемого секрета, длительность и переваривающая сила сока различны. Наиболее сильным раздражителем является мясо, слабым — молоко.

Необходимо рассказать слушателям о пищеварительных функциях желудка. К ним относится механическая и химическая переработка пищи, порционная эвакуация пищевого содержимого в кишечник.

Вся деятельность желудка находится под постоянным контролем ЦНС. в первой фазе («мозговой») происходит выделение желудочного секрета на вид и запах пищи, окружающую обстановку, звуки и т. д.

Вторая фаза, «желудочная», начинается при непосредственном воздействии на слизистую оболочку желудка самого пищевого содержимого.

Третья фаза, «кишечная», начинается при продвижении пищевого комка по тонкому кишечнику. Вырабатываемые в нем ферменты влияют на секреторную деятельность желудка.

Школа здоровья по гастриту и язвенной болезни желудка

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4 5

Источник