Физическая реабилитация при заболеваниях желчного пузыря

Физическая реабилитация при заболеваниях желчного пузыря thumbnail

Хроническая интоксикация, источником которой является воспалительный процесс в желчевыводящих путях, вторично приводит к изменениям со стороны печени, сердца, желудка, 12-перстной кишки, поджелудочной железы.

Существует ряд этиопатогенетических факторов, способствующих возникновению и поддержанию хронического воспалительного процесса в желчных путях. К ним относится прежде всего нарушение диетического режима: редкие приемы пищи и «сухоедение». Эти факторы могут приводить к застою желчи в желчном пузыре и печени, к нарушению физико-химических констант желчи («дисхолия»).

Немаловажную роль в развитии холецистита играют хронические очаги инфекции: хронический тонзиллит, фарингит, кариес зубов и т. д. Помимо сенсибилизирующего воздействия, они могут являться источником инфицирования желчи.

Большое значение в патогенезе хронического холецистита придается функциональным нарушениям желчевыводящих путей — желчного пузыря, протоков, сфинктеров.

Основными клиническими проявлениями хронического холецистита являются астенический и диспептический синдромы. Первый связан с хронической интоксикацией, второй — с воспалительными и дискинетическими изменениями желчевыводящих путей. Обычными жалобами являются повышенная утомляемость, слабость, головная боль, раздражительность, ухудшение памяти, тошнота, плохой аппетит, боли в животе (чаще в правом подреберье), наклонность к запорам.

Лечебная тактика при хроническом холецистите, холецистохолангите складывается из диетотерапии, антибактериальной, дренирующей витаминотерапии и назначения средств, нормализующих тонус вегетативной нервной системы. Поэтому лечебная физкультура, назначаемая еще в стационаре по стихании острой фазы процесса (через 10—14 дней) и проводимая затем в амбулаторных условиях, обеспечивает, в комплексе с указанными выше средствами, наиболее оптимальные условия для нормальной моторики желчного пузыря и желчных протоков. Главное преимущество лечебной физкультуры перед средствами медикаментозного воздействия заключается в глубокой физиологичности этого метода терапий. Кроме тонизирующего действия на центральную нервную систему, гимнастические упражнения повышают газообмен в легких, улучшают клеточный метоболизм, стимулируют перистальтику кишечника за счет более полного опорожнения желчного пузыря.

Лечебная физкультура применяется при всех хронических заболеваниях желчевыводящих путей, которые сопровождаются нарушениями общего обмена веществ функции пищеварения, застойными явлениями в печени и нарушениями двигательной функций желчного пузыря.

Наилучший эффект лечебной физкультуры при болезнях печени, в частности для оттока желчи, несомненно, достигается в исходном положении лежа, при этом из 4-х возможных положений каждое имеет свои особенности (лежа на спине, животе, на правом боку, на левом боку).

Расположение билиарной системы в брюшной полости определяет наилучшее исходное положение лежа на левом боку. При этом обеспечивается свободное перемещение желчи в желчном пузыре к его шейке по пузырному протоку. В то же время это положение резко ограничивает применение разнообразных упражнений, необходимых для улучшения деятельности других функций организма.

Исходное положение лежа на спине позволяет значительно расширить круг упражнений для брюшного пресса, конечностей и диафрагмального дыхания. Тем не менее эффет использования упражнений в этом исходном положении для оттока желчи несколько ниже, чем в первом варианте.

Исходное положение лежа на животе обеспечивает повышение давления брюшной полости. За счет образования так называемого прессорного давления на желчный пузырь возникает дополнительное воздействие, способствующее его опорожнению.

Исходное положение лежа на правом боку неблагоприятно для оттока желчи, так как ее поступление в шейку желчного пузыря затрудняется. тем не менее в этом положении рекомендуется применять ряд упражнений для диафрагмального дыхания. В этом исходном положении значительно улучшается экскурсия правого купола диафрагмы, что ведет к увеличению кровообращения в печени.

В исходном положение стоя создается возможность применения широкого комплекса гимнастических упражнений. Это положение менее благоприятно для оттока желчи, зато расширяет область двигательных, дыхательных и игровых упражнений.

В комплекс должны входить в определенной последовательности гимнастические упражнения из различных исходных положений, влияющие на разные отделы деятельности человеческого организма. При этом особое внимание должно быть уделено упражнениям специфического характера, необходимого именно для этого заболевания.

Большое значение как общеукрепляющие, повышающие жизненный тонус организма, укрепляющие нервную систему и способствующие выздоровлению имеют вспомогательные физкультурные мероприятия. К ним относятся упражнения с длительной умеренной физической нагрузкой (прогулка по ровной местности, терренкур, экскурсии пешком, ближний туризм). В определенных условиях целесообразно применять плавание, катание на лыжах и коньках, игры в волейбол, теннис. Хороший эффект дают занятия трудотерапией на свежем воздухе — огородные, садовые работы, очистка снега и другие.

Наряду с комплексом гимнастических упражнений немаловажное значение имеет массаж живота и кишечника.

Регулярное применение физических упражнений имеет не только лечебное, но и важное профилактическое значение.

Ниже приводится перечень примерных упражнений.

Лежа на спине

1. Поднимание прямой ноги вперед.

2. Поочередное подтягивание колена к животу.

3. Отведение ноги в сторону.

4. Поднимание вперед обеих прямых ног.

5. Сгибание обеих ног, подтягивание коленей к животу.

6. Движения ног, воспроизводящие движения при езде на велосипеде,

7. Дыхание животом (диафрагмальное).

Лежа на боку

8. Поднимание ноги в сторону.

9. Отведение ноги назад — сгибание вперед, подтягивая колено к животу.

10. Встречные маховые движения рукой и ногой.

Сидя на стуле

11. Повороты туловища в стороны.

12. Наклоны туловища в стороны.

13. Руки на поясе, отвести локти назад — вдох, наклоны вперед—выдох.

14. Поочередное сгибание и подтягивание ноги к животу.

15. Подтягивание обеих ног к животу.

16. Дыхание животом (диафрагмальное).

17. Полное дыхание.

Стоя

18. Ходьба. Ходьба с высоким подниманием колена.

Читайте также:  Энтеросан для желчного пузыря

19. Стоя у опоры, маховые движения ногами вперед, назад, в стороны.

20. Дыхание животом и полное.

21. Повороты туловища в стороны с отведением руки в ту же сторону.

22. Наклоны туловища в сторону, вперед и прогибание из различных исходных положений для ног, с дополнительным движением руками.

23. Приседание.

24. Вращение туловищем.

Комплекс упражнений составляется с учетом заболевания, индивидуальных особенностей больного, принципов использования физических упражнений в лечебных целях. Упражнения специального характера выполняются в сочетании с общеразвивающими, дыхательными из различных исходных положений.

Необходимо помнить, что положительный эффект от лечебной физкультуры достигается при систематических и регулярных занятиях на протяжении длительного времени под контролем лечащего врача.

Источник

ËÔÊ è ìàññàæ ïðè õîëåöèñòèòå è æåë÷åêàìåííîé áîëåçíè

Õîëåöèñòèò – âîñïàëåíèå æåë÷íîãî ïóçûðÿ, ñâÿçàííîå, ÷àùå âñåãî, ñ íàðóøåíèÿìè â ðåæèìå è õàðàêòåðå ïèòàíèÿ (èçáûòî÷íîå ïîòðåáëåíèå îñòðûõ, æàðåíûõ, êîï÷åíûõ áëþä, îñòðûõ ïðèïðàâ), íàëè÷èå âîçáóäèòåëåé ãëèñòíûõ çàáîëåâàíèé, ïàðàçèòèðóþùèõ â æåë÷íîì ïóçûðå, àíàòîìè÷åñêèå èçìåíåíèÿ â ñòðóêòóðå èëè òîïîãðàôèè ïóçûðÿ, íàðóøåíèå åãî ìûøå÷íîãî òîíóñà, ÷òî ñîïðîâîæäàåòñÿ çàòðóäíåííûì îïîðîæíåíèåì æåë÷íîãî ïóçûðÿ è íåäîñòàòî÷íûì ïîñòóïëåíèåì æåë÷è â êèøå÷íèê äëÿ ó÷àñòèÿ â ïðîöåññàõ ïåðåâàðèâàíèÿ è óñâîåíèÿ ïèùè.

Îñíîâíûå ñèìïòîìû: áîëè â ïðàâîì ïîäðåáåðüå, ñâÿçàííûå ñ ïðèåìîì âûøåóêàçàííîé ïèùè, îòðûæêà, ãîðå÷ü âî ðòó, èçìåíåíèå öâåòà êàëîâûõ ìàññ, òîøíîòà, ðâîòà, ïðè çàñòîå æåë÷è â ïóçûðå – èçìåíåíèå öâåòà êîæè è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê. Íàðóøàþòñÿ ïðîöåññû ïåðåâàðèâàíèÿ è óñâîåíèÿ ïèùåâûõ ïðîäóêòîâ, ñòðàäàåò îáìåí âåùåñòâ. Îñíîâíûå ïîäõîäû ê òåðàïèè çàêëþ÷àþòñÿ â èçìåíåíèè êà÷åñòâåííîé õàðàêòåðèñòèêè ïèòàíèÿ, ïðèìåíåíèè ñïåöèàëüíîé ìèíåðàëüíîé âîäû, ëåêàðñòâåííîãî ëå÷åíèÿ, äâèãàòåëüíîãî ðåæèìà ïàöèåíòà, â òîì ÷èñëå ïðèìåíåíèè ËÔÊ è ìàññàæà.

Æåë÷åêàìåííàÿ áîëåçíü – ïîÿâëåíèå ïåñêà (èëè êàìíåé) â æåë÷íîì ïóçûðå èëè ïå÷åíî÷íûõ õîäàõ. Çàáîëåâàíèå ìîæåò áûòü ñâÿçàíî ñ íàðóøåíèÿìè â ïèòàíèè (÷ðåçìåðíîå óïîòðåáëåíèå îâîùåé, ñîäåðæàùèõ ìèíåðàëüíûå êîìïîíåíòû, ñòèìóëèðóþùèå îáðàçîâàíèå ñîëåâûõ îòëîæåíèé â ïå÷åíè èëè æåë÷íîì ïóçûðå, ïîòðåáëåíèå ïèòüåâîé âîäû ñ èçáûòî÷íûì ñîäåðæàíèåì îïðåäåëåííûõ ìèíåðàëüíûõ ñîåäèíåíèé, îñîáåííî â ðàéîíàõ ýíäåìè÷íûõ ïî âûñîêîé ìèíåðàëèçàöèè ïî÷âû è âîäû). Ïðè ýòîì âîçìîæíî çàêóïîðèâàíèå æåë÷íîãî ïóçûðÿ êàìíåì, ïðåêðàùåíèå îòòîêà æåë÷è è âîçíèêíîâåíèå îñòðîãî ïðèñòóïà æåë÷åêàìåííîé áîëåçíè (ðåçêèå áîëè â ïðàâîì ïîäðåáåðüå, ïîÿâëåíèå æåëòóøíîãî îòòåíêà êîæè è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê, óõóäøåíèå îáùåãî ñòàòóñà îðãàíèçìà), òðåáóþùåãî íåîòëîæíîé ìåäèöèíñêîé (â òîì ÷èñëå õèðóðãè÷åñêîé) ïîìîùè. Âî âíåïðèñòóïíîì ïåðèîäå ðåêîìåíäóåòñÿ ïðèìåíåíèå ìåäèêàìåíòîçíîé è äèåòîòåðàïèè, ËÔÊ è ìàññàæ.

Çàäà÷è ËÔÊ ïðè õîëåöèñòèòå è æåë÷åêàìåííîé áîëåçíè: íîðìàëèçîâàòü äåÿòåëüíîñòü íåðâíîé ñèñòåìû è îêàçàòü îáùåòîíèçèðóþùåå âîçäåéñòâèå íà îáìåí âåùåñòâ è âåñü îðãàíèçì, óëó÷øèòü êðîâîîáðàùåíèå â áðþøíîé ïîëîñòè, òðåíèðóÿ áðþøíîå è äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå, óêðåïèòü ìûøöû áðþøíîãî ïðåññà, ñâÿçî÷íûé àïïàðàò è ìûøöû îðãàíîâ áðþøíîé ïîëîñòè, óëó÷øèòü îòòîê è âûäåëåíèå æåë÷è çà ñ÷åò óïðàæíåíèé òîíèçèðóþùèõ æåë÷åâûâîäÿùèå ïóòè (óïðàæíåíèÿ ëåæà íà ñïèíå, æèâîòå, ñòîÿ íà ÷åòâåðåíüêàõ, à íà 2-ì êóðñå ëå÷åíèÿ – ñòîÿ: óìåðåííûå íàêëîíû, ïîâîðîòû è êðóãîâûå äâèæåíèÿ òóëîâèùåì).

Çàíèìàòüñÿ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé ìîæíî òîëüêî ïðè õîðîøåì ñàìî÷óâñòâèè, çàíÿòèÿ ïðîâîäèòü ëó÷øå óòðîì äî çàâòðàêà è âî âòîðîé ïîëîâèíå äíÿ ÷åðåç 1,5–2 ÷ ïîñëå åäû; ïðîäîëæèòåëüíîñòü çàíÿòèé 20–30 ìèí; íà çàíÿòèÿõ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé â ïåðâîé ïîëîâèíå êóðñà ëå÷åíèÿ èñïîëüçóþò èñõîäíîå ïîëîæåíèå ëåæà íà ñïèíå, íà áîê ó, ñòîÿ íà ÷åòâåðåíüêàõ; âî âòîðîé ïîëîâèíå êóðñà ëå÷åíèÿ (2-é ìåñÿö) ââîäÿò óïðàæíåíèÿ â ïîëîæåíèè ñèäÿ, ñòîÿ. Óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþò ñ áîëüøîé àìïëèòóäîé äâèæåíèé. Øèðîêî èñïîëüçóþò äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå (æèâîòîì), ñîäåéñòâóþùåå îïîðîæíåíèþ æåë÷íîãî ïóçûðÿ è óêðåïëåíèþ ìûøö áðþøíîãî ïðåññà.

Íåîáõîäèìî ñëåäèòü çà ñâîèì âåñîì, ðåæèìîì ïèòàíèÿ, êàëîðèéíîñòüþ ïèùè. Ðåêîìåíäóåòñÿ ìàëîêàëîðèéíàÿ ïèùà ñ îãðàíè÷åíèåì æèðîâ, èñêëþ÷åíèåì ñîëåíèé, êîï÷åíîñòåé. Æåëàòåëüíî âêëþ÷èòü â ðàöèîí ñâåæèå è òóøåíûå îâîùè, ôðóêòû, ðàñòèòåëüíûå ìàñëà, ìîëî÷íûå ïðîäóêòû.

Ýôôåêòèâíî ïðèìåíåíèå ìàññàæà, êîòîðûé ñïîñîáñòâóåò: óëó÷øåíèþ æåë÷åâûäåëèòåëüíîé ôóíêöèè, îòòîêó æåë÷è, ñíÿòèþ ñïàçìà, ïîâûøåíèþ òîíóñà æåë÷íîãî ïóçûðÿ è ñôèíêòåðîâ.

Ïðè ìàññàæå îñóùåñòâëÿþò âîçäåéñòâèå íà ðåôëåêñîãåííûå çîíû ïîçâîíî÷íèêà ñëåâà è çîíó Áîàñà (îáëàñòü îêîí÷àíèÿ ÕI– ÕII ðåáåð ñïðàâà), ÿâëÿþùóþñÿ îðãàíîñïåöèôè÷åñêîé äëÿ æåë÷íîãî ïóçûðÿ. Ïðèìåíÿþò ïîãëàæèâàíèå, ðàñòèðàíèå è ðàçìèíàíèå. Ïðè âîçäåéñòâèè íà ðåôëåêñîãåííóþ çîíó ïîçâîíî÷íèêà ïðèìåíÿþò ïðèåìû ñåãìåíòàðíîãî ìàññàæà (ïèëåíèå, ñäâèãàíèå è äð.) â ñî÷åòàíèè ñ ïîãëàæèâàíèåì, ðàñòèðàíèåì. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü ìàññàæà 10–15 ìèí. Ïîñëå ïðîâåäåííîãî ìàññàæà çíà÷èòåëüíî óâåëè÷èâàþòñÿ ñåêðåòîðíàÿ è ýêñêðåòîðíàÿ ôóíêöèè òàêîãî âàæíîãî îðãàíà, êàê ïå÷åíü.

Èííîâàöèîííûé ïåðå÷åíü îáùåóêðåïëÿþùèõ óïðàæíåíèé

Ïîäáîð óïðàæíåíèé ïðîâîäèòñÿ ïî ñîñòîÿíèþ ïàöèåíòà.

1. Õîäüáà ïðîñòàÿ è óñëîæíåííàÿ: íà íîñêàõ, íà ïÿòêàõ, íà íàðóæíîé ñòîðîíå ñòîïû ñ ðàçëè÷íûì ïîëîæåíèåì ðóê. Ñëåäèòü çà îñàíêîé, äûõàíèå íå çàäåðæèâàòü. 4 ìèí.

2. Ìåäèòàòèâíàÿ õîäüáà-ïåðåêàò ñ íîñêà íà ïÿòêó. 3 ìèí.

3. Óïðàæíåíèÿ íà ðåëàêñàöèþ – â õîäüáå: âñòðÿõèâàíèå ìûøö ïðàâîé è ëåâîé íîãè ïîî÷åðåäíî. 3 ìèí.

Óïðàæíåíèÿ ñ ãèìíàñòè÷åñêîé ïàëêîé

4. È. ï. – î. ñ., ïàëêà âíèçó. Ïàëêà ââåðõ, ëåâóþ íîãó â ñòîðîíó íà íîñîê (âäîõ). È. ï. – âûäîõ. Òî æå ñ äðóãîé íîãè. Ïî 5 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó.

5. È. ï. – î. ñ. Ñàìîìàññàæ ïîÿñíè÷íî-êðåñòöîâîé îáëàñòè ïàëêîé: äâèæåíèÿ ïàëêîé ñíèçó ââåðõ ïî ïîÿñíèöå – ëåãêîå ïîãëàæèâàíèå, çàòåì áîëåå ãëóáîêîå ïîãëàæèâàíèå è ðàñòèðàíèå ââåðõ-âíèç, à çàòåì ðàñòèðàíèå äâèæåíèåì ïàëêè âïðàâî-âëåâî. Çàêàí÷èâàåì ñàìîìàññàæ ïîãëàæèâàíèåì ìûøö. 3–4 ìèí.

6. È. ï. – î. ñ., ïàëêà âíèçó. Ïîâîðîò òóëîâèùà âëåâî, ïàëêó âëåâî – âäîõ, âåðíóòüñÿ â è. ï., îïóñòèòü ãîëîâó, ðàññëàáèòüñÿ – âûäîõ. Òî æå ïîâòîðèòü â äðóãóþ ñòîðîíó. Ïî 6–8 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó.

Читайте также:  Как прекратить рвоту при желчном пузыре

7. È. ï. – î. ñ., ïàëêà ñçàäè, õâàòîì ñíèçó, ëàäîíè íàçàä. Ïðèñåñòü, çàæàâ ïàëêó ïîä êîëåíÿìè (âûäîõ), è. ï. – âäîõ. Ïîâòîðèòü 6–8 ðàç.

8. È. ï. – î. ñ. Óïðàæíåíèå íà ðàññëàáëåíèå: ðàçìàõèâàíèå ðàññëàáëåííîé íîãîé âïåðåä-íàçàä. Êàæäîé íîãîé ïî 8—10 ðàç.

9. È. ï. – íîãè âðîçü, ïàëêà íà ïëå÷àõ. Ïðóæèíèñòûå íàêëîíû âëåâî è âïðàâî. Ïî 5–6 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó.

10. È. ï. – ðóêè íà æèâîòå. Ìåäèòàòèâíîå äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå. 1 ìèí.

11. È. ï. – óïîð ñòîÿ íà êîëåíÿõ. Ñåñòü íà ïÿòêè (âûäîõ), è. ï. – âäîõ. Ïîâòîðèòü 8—10 ðàç.

12. È. ï. – òî æå. Óïðàæíåíèå «êîøå÷êà». 15–20 ñ.

13. È. ï. – òî æå. Óïîð íà ïðåäïëå÷üÿ, ëåâóþ íîãó íàçàä (âûäîõ), è. ï. – âäîõ. Òî æå äðóãîé íîãîé. Ïîâòîðèòü 5–6 ðàç.

14. È. ï. – òî æå. Ñãèáàÿ ðóêè, ãðóäüþ êîñíóòüñÿ ïîëà (âûäîõ), è. ï. – âäîõ. 6–7 ðàç.

15. È. ï. – òî æå. Ïîäíÿòü òàç ââåðõ, âûïðÿìëÿÿ íîãè (âûäîõ), è. ï. – âäîõ. Ïîâòîðèòü 4–6 ðàç.

16. È. ï. – ëåæà íà ñïèíå, ðóêè íà æèâîòå, ìåäèòàòèâíîå ãðóäíîå äûõàíèå ñ âòÿãèâàíèåì æèâîòà íà âûäîõå. 30 ñ.

17. È. ï. – òî æå, íîãè íà øèðèíå ïëå÷ ñîãíóòû â êîëåíÿõ. Íàêëîí êîëåíåé âïðàâî è âëåâî (áåç íàïðÿæåíèÿ). Äûõàíèå íå çàäåðæèâàòü. 8—10 ðàç.

18. È. ï. – ëåæà íà æèâîòå, ðóêè íà ïîÿñå, ëåâàÿ íîãà ïðèâåäåíà ê æèâîòó. 4 êðóãîâûõ äâèæåíèÿ êîëåíîì âëåâî è 4 âïðàâî. Òî æå äðóãîé íîãîé. Ïî 5 ðàç êàæäîé íîãîé.

19. È. ï. – òî æå, ïîâòîðèòü äûõàòåëüíîå óïðàæíåíèå 10. 1 ìèí.

20. È. ï. – ëåæà íà ñïèíå, ðóêè âäîëü òóëîâèùà. Ïîäíÿòü ëåâóþ ðàññëàáëåííóþ íîãó ââåðõ è ïðîèçâåñòè âñòðÿõèâàíèå. Òî æå äðóãîé íîãîé. Ïî 4 ðàçà êàæäîé íîãîé.

21. È. ï. – òî æå, íîãè ñîãíóòû, ðóêè âäîëü òóëîâèùà. Âûïîëíèòü «ïîëóìîñò» – âûäîõ, è. ï. – âäîõ. Ïîâòîðèòü 5–6 ðàç.

22. È. ï. – òî æå, ðóêè íà ïîÿñå. Óïðàæíåíèå «âåëîñèïåä»: 4 âðàùåíèÿ ëåâîé íîãîé, 4 – ïðàâîé, 4 – äâóìÿ íîãàìè ïîî÷åðåäíî. 8—10 ðàç.

23. È. ï. – òî æå, íîãè ñîãíóòû, ðóêè ïðèïîäíÿòû âïåðåä. Êîëåíè îïóñêàòü âïðàâî, ðóêè âëåâî è íàîáîðîò («ñêðó÷èâàíèå»). Äûõàíèå ïðîèçâîëüíîå 5–6 ðàç.

24. È. ï. – ëåæà íà ïðàâîì áîêó, ïðàâàÿ ðóêà ïîä ãîëîâó, ïðàâàÿ íîãà ñëåãêà ñîãíóòà. Äûõàíèå æèâîòîì. 30 ñ.

25. È. ï. – òî æå, íîãè ïðÿìûå, ðóêà íà áåäðå. Îäíîèìåííûå ðóêà è íîãà ââåðõ – âäîõ, è. ï. – âûäîõ. 5–6 ðàç íà êàæäîé ñòîðîíå.

26. È. ï. – òî æå. Ëåâóþ ðóêó ââåðõ – âäîõ, ïîäòÿíóòü ëåâîå êîëåíî ê æèâîòó, îáõâàòèòü åãî ëåâîé ðóêîé – âûäîõ, è. ï. – âäîõ. Ïîâòîðèòü 4–5 ðàç êàæäîé íîãîé è ðóêîé.

27. È. ï. – òî æå, ëåâàÿ ðóêà âïåðåäè, â óïîðå. Ìàõè ëåâîé ðàññëàáëåííîé íîãîé âïåðåä-íàçàä, çàòåì ëå÷ü íà ëåâûé áîê è ñäåëàòü òå æå óïðàæíåíèÿ ïðàâîé íîãîé. Ïîâòîðèòü 4–5 ðàç êàæäîé íîãîé.

28. È. ï. – óïîð, ñòîÿ íà êîëåíÿõ. «Ìåäâåæüè øàãè». Ïåðåñòóïàíèå âëåâî ê ïÿòêàì, è. ï. Òî æå âïðàâî. 6–8 ðàç.

29. È. ï. – òî æå. 4 êðóãîâûõ äâèæåíèÿ òàçîì âëåâî è âïðàâî. 6–8 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó.

30. È. ï. – òî æå. Îïóñêàÿñü íà ëåâûé ëîêîòü, îäíîâðåìåííî ïðàâóþ ðóêó ïîäíÿòü ââåðõ ñ ïîâîðîòîì òóëîâèùà âïðàâî, âåðíóòüñÿ â è. ï. Ïî 5–6 ðàç êàæäîé ðóêîé.

Источник

Лечебная физкультура применяется при всех хронических заболеваниях желчевыводящих путей у детей, которые сопровождаются нарушениями общего обмена веществ функции пищеварения, застойными явлениями в печени и нарушениями двигательной функций желчного пузыря.

Задачи лечебной физической культуры при болезнях печени и желчных путей

  • 1. Улучшение обмена веществ, оздоровление и укрепление организма.
  • 2. Уменьшение застойных явлений в печени и желчном пузыре.
  • 3. Снятие спазматических явлений в желчном пузыре и протоках.
  • 4. Увеличение подвижности диафрагмы — главного регулятора внутрибрюшного давления.
  • 5. Улучшение кровообращения в печени и других органах брюшной полости.
  • 6. Содействие оттоку желчи в желчном пузыре.
  • 7. Укрепление брюшного пресса с целью удержания органов брюшной полости в нормальном положении, а также урегулирование отправлений желудка и кишечника.
  • 8. Восполнение дефицита мышечной активности (главного стимулятора функции внутренних органов), вызванного болезнью.

Занятия лечебной физической культурой показаны:

  • 1. В период госпитализаций при отсутствии частых приступов и обострении. При этом не является противопоказанным: *
  • а) наличие субфебрильной температуры тела;
  • б) наличие болезненности при пальпации в области желчного пузыря, небольшое увеличение печени, также легкие болезненные ощущения в области печени;
  • в) незначительная желтуха, иногда возникающая у больных ангио-холециститом в результате задержки оттока желчи из желчного пузыря,

т. к. упражнения для мышц брюшного ‘пресса и дыхательные упражнения способствуют улучшению желчеотделения и быстрой ликвидации желтухи.

ЛФК полностью противопоказана в острый период болезни при высокой температуре тела, РОЭ и сильных болях;

Читайте также:  Что такое полип холестероз желчного пузыря

г) после выписки из стационара ЛФК не только показана, но и необходима, поскольку в большинстве случаев больные выходят из больницы с остаточными явлениями заболевания. Именно в этот период систематические занятия ЛФК позволяет значительно укрепить здоровье больного.

Воздействие ЛФК на организм человека и методика проведения занятий

Гимнастические упражнения эффективно воздействуют на организм, нормализуя или улучшая нервно-трофические процессы и обмен веществ. Правильно подобранный комплекс упражнений позволяет разносторонне воздействовать на различные группы мышц, дыхательную и кровеносную системы, влиять на функциональные отправления внутренних органов. Под влиянием регулярно проводимых физических упражнений укрепляется условно-рефлекторная деятельность организма, улучшаются обменные процессы. Комплексы ЛФК применяются в определенной последовательности. Нагрузка усиливается по мере увеличения тренированности.

Факторами, влияющими на приток крови к печени, являются:

  • а) внутрибрюшное давление,
  • б) активность пищеварительных процессов,
  • в) перистальтика кишечника.

На отток крови из печени влияют:

  • а) периодическое повышение внутрибрюшного давления,
  • б) положение и движение диафрагмы,
  • в) дыхательные экскурсии грудной клетки,
  • г) полноценная функция правого сердца,
  • д) положение тела (лежа).

Наилучший эффект лечебной физкультуры при болезнях печени, в частности для оттока желчи, несомненно, достигается в исходном положении лежа, при этом из 4-х возможных положений каждое имеет свои особенности (лежа на спине, животе, на правом боку, на левом боку).

Расположение билиарной системы в брюшной полости определяет наилучшее исходное положение лежа на левом боку. При этом обеспечивается свободное перемещение желчи в желчном пузыре к его шейке по пузырному протоку. В то же время это положение резко ограничивает применение разнообразных упражнений, необходимых для улучшения деятельности других функций организма.

Исходное положение лежа на спине позволяет значительно расширить круг упражнений для брюшного пресса, конечностей и диафрагмального дыхания. Однако эффективность использования упражнений в этом исходном положении для оттока желчи несколько ниже, чем в первом варианте.

Исходное положение лежа на животе обеспечивает повышение давления брюшной полости. За счет образования так называемого прессорного давления на желчный пузырь возникает дополнительное воздействие, способствующее его опорожнению.

Исходное положение лежа на правом боку неблагоприятно для оттока желчи, так как ее поступление в шейку желчного пузыря затрудняется. Однако в этом положении рекомендуется применять ряд упражнений для диафрагмального дыхания. В этом исходном положении значительно улучшается экскурсия правого купола диафрагмы, что ведет к увеличению кровообращения в печени.

В исходном положение стоя создается возможность применения широкого комплекса гимнастических упражнений. Это положение менее благоприятно для оттока желчи, зато расширяет область двигательных, дыхательных и игровых упражнений. Последнее особенно важно при работе с детьми.

В комплекс должны входить в определенной последовательности гимнастические упражнения из различных исходных положений, влияющие на разные отделы деятельности человеческого организма. При этом особое внимание должно быть уделено упражнениям специфического характера, необходимого именно для этого заболевания.

В вопросе дозировки не может быть каких-либо общих рекомендаций. Она должна проводиться в каждом конкретном случае индивидуально.

Большое значение как общеукрепляющие, повышающие жизненный тонус организма, укрепляющие нервную систему и способствующие выздоровлению имеют вспомогательные физкультурные мероприятия. К ним относятся упражнения с длительной умеренной физической нагрузкой (прогулка по ровной местности, терренкур, экскурсии пешком, ближний туризм). В определенных условиях целесообразно применять плавание, катание на лыжах и коньках, игры в волейбол, теннис. Хороший эффект дают занятия трудотерапией на свежем воздухе — огородные, садовые работы, очистка снега и другие.

Наряду с комплексом гимнастических упражнений немаловажное значение имеет массаж живота и кишечника.

Регулярное применение физических упражнений имеет не только лечебное, но и важное профилактическое значение.

Ниже приводится перечень примерных упражнений.

Лежа на спине

  • 1. Поднимание прямой ноги вперед.
  • 2. Поочередное подтягивание колена к животу.
  • 3. Отведение ноги в сторону.
  • 4. Поднимание вперед обеих прямых ног.
  • 5. Сгибание обеих ног, подтягивание коленей к животу.
  • 6. Движения ног, воспроизводящие движения при езде на велосипеде,
  • 7. Дыхание животом (диафрагмальное).

Лежа на боку

  • 8. Поднимание ноги в сторону.
  • 9. Отведение ноги назад — сгибание вперед, подтягивая колено к животу.
  • 10. Встречные маховые движения рукой и ногой.

Сидя на стуле

  • 11. Повороты туловища в стороны.
  • 12. Наклоны туловища в стороны.
  • 13. Руки на поясе, отвести локти назад — вдох, наклоны вперед—выдох.
  • 14. Поочередное сгибание и подтягивание ноги к животу.
  • 15. Подтягивание обеих ног к животу.
  • 16. Дыхание животом (диафрагмальное).
  • 17. Полное дыхание.

Стоя

  • 18. Ходьба. Ходьба с высоким подниманием колена.
  • 19. Стоя у опоры, маховые движения ногами вперед, назад, в стороны.
  • 20. Дыхание животом и полное.
  • 21. Повороты туловища в стороны с отведением руки в ту же сторону.
  • 22. Наклоны туловища в сторону, вперед и прогибание из различных исходных положений для ног, с дополнительным движением руками.
  • 23. Приседание.
  • 24. Вращение туловищем.

Комплекс упражнений составляется с учетом заболевания, индивидуальных особенностей больного, принципов использования физических упражнений в лечебных целях. Упражнения специального характера выполняются в сочетании с общеразвивающими, дыхательными из различных исходных положений.

Необходимо помнить, что положительный эффект от лечебной физкультуры достигается при систематических и регулярных занятиях на протяжении длительного времени под контролем лечащего врача.

Источник